Цитата дня

Господь близко (Фил. 4:5).

Миссионерские вести

ФЕНОМЕН ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
«...Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28).

Праздник Пятидесятницы празднуют как христиане, так и евреи. Происхождение его, несомненно, библейское. Ветхий Завет выделяет три главных годовых праздника: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Пятидесятницу празднуют на 50-й день после Пасхи, отсюда и название.

В свете Нового Завета мы видим, что, устанавливая эти праздники, Бог вложил в них глубочайшую духовную символику. Однако давайте сначала рассмотрим еврейское, т.е. иудейское толкование Пятидесятницы. В Ветхом Завете этот праздник называется Шавуот, что буквально означает «недели». Название это сохранилось в еврейской традиции до сего дня. Согласно этой же традиции, есть, по крайней мере, четыре важных аспекта в символике праздника.

Во-первых, именно в день Пятидесятницы Бог вручил Моисею Свой Закон. Поэтому стало традиционным для верующих евреев ночь перед наступлением Шавуот проводить в бдении. Как правило, читают вслух отдельные места Торы, причём центральное место отводится десяти заповедям из книги Исход (20-я глава). Народ Израиля получил свободу ещё до Синая. Следовательно, Закон Божий был дан народу освобожденному. Маймонид, еврейский комментатор Торы XII века, писал: «Свобода без Закона – весьма сомнительное благословение».

Во-вторых, Шавуот празднуют в то время, когда кончается жатва ячменя и начинается жатва пшеницы. Иными словами, это также праздник жатвы. Этот пункт заслуживает особого внимания, поскольку затрагивает очень важный аспект христианской традиции. На Шавуот синагоги обычно украшают зелёными растениями и выставляют молочные продукты, которые символизируют Тору. «Сотовый мёд каплет из уст твоих, невеста; мёд и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» – сказано в Песне песней (4:11).

Подобно Пасхе и Суккот (Кущей), Шавуот был паломническим праздником. Тысячи еврейских семей приходили к иерусалимскому храму, принося лучшие плоды урожая. Поэтому Шавуот называют также Хаг-ха-Бикурим (буквально – «праздник первых плодов»).

В-третьих, Шавуот отражает свободу от рабства, которая естественным образом переходит в свободу служить Богу. Замечательной иллюстрацией этого является моавитянка Руфь, которая, освободившись от закона замужества после смерти мужа, избрала свободу служить Богу Израилеву. Возможно, именно по этой причине стало традицией читать на Шавуот также книгу Руфь. Помимо этой связи книги Руфь с Шавуот, есть ещё одна, а именно: царь Давид, который родился и умер в день этого праздника, произошёл от Руфи. Кроме того, в книге Руфь неоднократно изображаются сцены жатвы.

И, наконец, в-четвёртых, Шавуот является не только памятником передачи Торы Моисею, но также днём, когда Бог открывает Себя каждый раз по-новому. Празднуя Шавуот, верующие как бы заново получают Тору от Бога, т.е. она открывается в новом, более глубоком аспекте. Идея эта также очень важна и заслуживает специального рассмотрения.

А теперь давайте проведём христианскую параллель ко всем этим четырём аспектам. После Своего славного воскресения Иисус, как написано, являлся в течение сорока дней ученикам, говоря им о Царстве Божием (Деян. 1:1-8). После сорока дней Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать там обещанного от Отца. В этой же беседе Он дал им понять, что «обещанное от Отца» есть сила Духа Святого, Который должен сойти на них.

В день Пятидесятницы внезапно сделался шум с неба, который наполнил дом, где молились собравшиеся ученики. И явились им огненные языки и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого (Деян. 2:1-11). Сразу же после этого ученики стали проповедовать Слово Божие собравшимся иудеям.

Заметим, чудо это совершилось в день Пятидесятницы, когда тысячи паломников пришли на праздник жатвы. Как освобожденный Израиль получил через Моисея Закон Божий у подножия горы Синай, так и здесь народ, собравшийся у подножия храмовой горы, получил Слово Божие, преподанное в силе Святого Духа.

Вторым аспектом является то, что, одновременно с урожаем пшеницы, Бог даровал в тот день обильный урожай обращённых душ. Именно на это событие указывал древний Шавуот. Подобно тому, как пасхальный Агнец указывал на Мессию, ежегодный урожай, собранный ко дню Шавуот, указывал на обильный духовный урожай в день Пятидесятницы.

Третий аспект проистекает из второго. Обращение всегда означает освобождение от духовного рабства и получение свободы в служении Богу. Сам, своими силами человек не может освободиться от греха. Только сила Святого Духа может дать ему это освобождение. И вот, освободившись, каждый волен теперь служить Богу или же возвратиться в прежнее рабство греха. Подобно Руфи, освобождённый грешник говорит: «Народ твой будет моим народом и Бог твой будет моим Богом». Как Руфь, принявшая истинную веру, стала прародительницей Мессии, так и обращённый человек становится источником воды живой, текущей в вечность. Иными словами, спасённый человек становится проводником силы Святого Духа в деле обращения других.

Читатель помнит, что Шавуот символизировал собой как бы постоянное получение Торы от Бога, Который открывал Себя каждый раз по-новому. Мысль эта очень важна, ибо это означает ни что иное, как освящающую работу Святого Духа. После подготовительной работы Духа Божьего и обращения, состоявшегося, опять-таки, с помощью Духа Святого, должно иметь место постоянное освящение тем же Духом.

Все три компонента процесса спасения жизненно важны. Подготовленная душа не спасётся, если не обратится, и обращённая тоже не спасётся, если не освятится, причём одноразового полного освящения не бывает. Спасение – это процесс, который начинает и заканчивает Дух Святой. Освободившись от рабства греха, обращённый человек нуждается в очищении от язвы греха. И эту очищающую работу производит тоже Дух Святой.

Пятидесятница учит тому, что Творение и спасение являются прерогативой Духа Святого. Он подготавливает нас, подводит к Богу, даёт покаяние и совершает очищающую работу в наших сердцах. Бог спасает всякого человека, приходящего к Нему. Интересно, что на Шавуот евреям предписывается приглашать неевреев и праздновать вместе с ними. Руфь-моавитянка стала прообразом всех обращённых язычников.

Жатва душ стала возможной благодаря пролитой крови Мессии, ставшей благодатным семенем, и эта жатва началась в первую же Пятидесятницу после воскресения Христа и продолжается до сих пор.

Григорий АРУТЮНЯН