Международная христианская газета

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24:14).

Публикации других авторов в МХГ

Александр ТУРЧИНОВ:

«В НЕДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДЫ СОВЕСТИ: НЕТ СВОБОДЫ – НЕТ И СВОБОДЫ СОВЕСТИ»

Александр Турчинов, народный депутат Верховной Рады Украины нескольких созывов, возглавлял парламентский Бюджетный комитет, под его руководством принят Бюджетный кодекс Украины. Один из лидеров партии «Батьківщина”. Доктор экономических наук, професор. Является членом баптистской церкви “Слово Жизни”.

К этому уместно добавить еще несколько слов о его обращении к Богу. После падения СССР в жизни Александра Валентиновича начался период духовных поисков, которые привели его, занимавшего в то время достаточно высокое положение в обществе (советник премьер-министра по экономическим вопросам) в баптисткую церковь. Впервые же он побывал на богослужении у баптистов еще в советские времена в бытность секретарем райкома комсомола в Кривом Роге. У него в районе было несколько случаев, когда образованные молодые люди писали заявления о выходе из комсомола по религиозным убеждениям и шли к баптистам. Пораженный подобной «дикостью», он решил сам побывать в этом “логове”, чтобы понять, почему это происходит. Поехал общественным траспортом, инкогнито, взяв с собой на всякий случай товарища покрепче. На автобусной остановке обратились к аккуратно одетой женщине, чтобы узнать, как проехать в нужном направлении – на какую-то окраину, куда во времена оные всегда загоняли баптистов (впрочем, и сегодня, увы, некоторые руководители действуют по такому же принципу). А она говорит: “Слава Богу! Я тут уже давно жду вас, ведь вы едете в Дом молитвы?..” И, видя их замешательство, пояснила: “Мне сегодня ночью сон был: подойдут ко мне две заблудшие души, и я укажу им путь ко спасению...”

Из архива “Х.Г.”

Несколько цитат из интервью,
данных А.В.Турчиновым христианской прессе:

Церковь и власть
“Любая система требует социальных институтов, которые бы ее освящали. Для российской империи это было православие. Потом за дело взялись парткомы. Когда коммунистическая идея провалилась, то обнаружилась острая надобность в постоянной работе с массами. Не случайно в России сегодня православие приближается к власти, становясь постепенно государственной религией. В Украине этого нет. Поэтому налицо постоянные попытки управленческими методами решить проблему единой Православеной церкви, которая благословляла бы власть на ее не всегда праведные дела. Наверное, именно это характеризует сегодня отношения власти и Церкви в Украине”

Верующие и выборы
“Думаю, верующие христиане не могут оставаться посторонними наблюдателями в обществе. Библия говорит: «Кто не умент управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Украина не подымется с колен, пока не станет на колени перед Богом”.

Влиять на власть
“Сегодня христианам нет смысла держаться за традиционную аполитичность, унаследованную ими со времен Союза, когда она была оправдана, так как атеизм являлся официальной доктриной и частью политической доминанты. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Христиане не могут стоять в стороне от проблем общества, они должны быть ответственными перед Богом за свою страну. Христиане сегодня могут и должны влиять на власть; не заискивать перед ней, ибо она этого не стоит, а заявлять перед ней свои конкретные интересы, жестко требовать, чтобы ее действия согласовывались со Священным Писанием. Власть труслива, и, когда она чувствует твердую позицию, начинаются приседания... С другой стороны, безусловно, надо избегать искушения политизировать церкви”.

– Как евангельский христианин, что вы можете сказать простым людям, верующим, которые размышляют над тем, какую позицию в связи с происходящими в Украине событиями им занять?
– Украина – последнее из постсоветских государств, которое не определилось со своей перспективой: идти ли ей по пути тех, которые создают неототалитарные режимы, что ничего общего с демократией не имеет, или выбрать другой путь – путь европейских стран. На ближайших выборах это как раз и определится: пойдет ли Украина в Европу или – в Азию. И в центре политического кризиса также стоит этот вопрос.

Если оппозиция, в которую вошли наш блок (то есть блок Юлии Тимошенко), социалисты, которых возглавляет Александр Мороз, и «Наша Украина» (Виктор Ющенко) выдвинут единого кондидата, то на президентских выборах победа возможна уже в первом туре, так как оппозиции сочувствуют порядка 70 процентов граждан нашей страны. Не вдаваясь в подробности: именно поэтому властью делается попытка избежать выборов вообще, отнять у народа право прямого избрания президента или найти другой ход, который бы сохранил сегодняшнюю расстановку сил, а власть в руках у тех, у кого она ныне находится...

С точки зрения верующего все, что происходит сегодня в Украине, есть, как написано, суета и томление духа. Но следует заметить, что кризис, экономический, политический и социальный, не может возникнуть вне духовного кризиса. Более того, кризис духовный является первопричиной любого другого кризиса. Достаточно посмотреть передачи украинского телевидения, чтобы убедиться в том, что страна переживает глубочайший духовный кризис. Есть, конечно, и в Европе закрытые, платные телеканалы, где много непотребства. Но когда на всех каналах у нас идет показ порнографии, когда депутаты Верховной Рады, чтобы получить деньги, снимают ограничения на рекламу алкоголя и табака, то разве это не есть отражение упадка морали и духовного кризиса? Это сознательное разложение народа, подрыв его духовных основ.

Поэтому, обращаясь к верующим, своим братьям и сестрам во Христе, я хочу сказать им, что нам не должно быть все равно, что происходит в обществе и политике. Нельзя отгораживаться от этого и говорить, что Господь сам примет решение. Бездуховность порождает коррупцию, преступность, злобу, страх, а в конечном итоге – грех и смерть. Это все взаимосвязанные вещи. И верующий человек не должен равнодушно взирать на это. Нужно защищать демократию. В недемократическом обществе не может быть свободы совести, если нет свободы – нет и свободы совести.

– Здесь к вам у верующих немало претензий: многие не согласны с методами слишком активного протеста, к которым в том числе прибегаете и вы лично...
– Нет, мы не призываем всех идти на баррикады, как пытаются представить дело в некоторых СМИ, но возвысить свой голос в знак того, что мы не согласны с происходящим, сделать осмысленный выбор при голосовании – это долг верующего человека перед Богом и перед людьми.

– Вы считаете правильным выводить людей на улицы?
– Не исключено и такое, но это должен быть только мирный протест, при этом у нас есть опыт нейтрализации провокаторов, которые призывают людей к безпорядкам. Главное, чтобы не пролилась кровь, а мирные активные действия вполне допустимы, об этом свидетельствует и мировой опыт. Преимущество политика-христиакнина в том, что у меня, например, нет и тени ненависти к моим политическим противникам. Не мне их судить, а тем более быть их палачом... Но противостоять злу мой долг и моя ответственность.

– Александр Валентинович, мы не можем напрямую не спросить вас о том, что волнует верующих. Вы являетесь заместителем Юлии Владимировны Тимошенко по партии “Батьківщина», а ее почти каждый день обвиняют по телевидению в незаконных финансовых операциях с присвоением крупных сумм, во взяточничестве и т. д. Как понимать это, кому верить?
– Я не открою секрет, если скажу, что в Украине практически все средства массовой информации вынуждены выполнять политический заказ, отрабатывая свое содержание. Но, чтобы понять, где правда, вспомним, что говорит нам Библия: “По плодам их узнаете их,” – то есть Господь учит нас судить не по словам , а по делам. Когда мне говорят, что, вот, читали, к примеру, в “Фактах” или слышали по УТ-1 о Юлии Тимошенко страшные вещи, то я спрашиваю: а вы верите провластным СМИ в принципе?.. Отвечают: «нет». Тогда почему верите именно этой информации? Дело в том, что когда страна находится в духовном кризисе, в хорошее не верится, а вот негативная информация о человеке воспринимается как достоверная. Надо смотреть, кто доносит информацию. Нужно задать вопрос: чья позиция для вас приемлема – наша или наших оппонентов? И тогда все станет ясно.

Что касается Юлии Тимошенко, то, думаю, она собственной жизнью доказала, что ради своей страны и свого народа готова на все. Ее работа в бизнесе 10 лет назад, что ей все время вспоминают, привела к тому, что именно тогда Украина перестала ходить в должниках перед российскими энергетическими кампаниями. В ее бытность вице-премьера людям наконец начали своевременно выплачивать пенсии, а наша энергетика была фактически спасена. Может быть, многие забыли, но впервые за “темные” годы именно в то время в городах и селах перестали отключать электроэнергию. Куда же энергия исчезала раньше? И после этого говорят о хищениях... И еще одно. Все судебные процессы против Юлии Владимировны, при полной подконтрольности в Украине судебной системы властям, провалились.

– Согласно проведенным недавно в Украине социалогическим исследованиям, Церковь как социальный институт стоит по доверию граждан на первом месте. То есть общество как бы ждет ответа на вызовы времени именно от Церкви, но готовы ли мы дать такой ответ?
– Здесь тоже можно увидеть некий парадокс: действительно авторитет Церкви высок, но, возможно, лишь потому, что низок уровень доверия к другим институтам: Кабмину, парламенту, местной власти... Я не думаю, что результаты опроса говорят о том, что в Украине резко возросло число верующих. Невооруженным глазом видно, что очень многие не определились, даже не находятся на пути к Богу, не говоря уже о покаянии и крещении по вере. Интуитивно человек чувствует, что ему непременно нужно выбраться из грязи, в которой он погибает, но у него нет силы оторваться от нее. Это серьезная проблема. И помочь ему – задача церкви.

У нас не должно быть крайностей. Да, в свое время, когда государство исповедовало воинствующий атеизм, а партия травила верующих, участие в такой партии, в политической жизни было для христиан невозможным. Но сегодня ситуация кардинальным образом изменилась, и у верующих появился выбор.

Конечно, если некоторые конфессии, особенно это характерно для некоторых автономних церквей, начинают заниматься политической деятельностью, то такая крайность не может быть воспринята. Церковь есть и будет над государством, над политикой, ибо она не от людей, а от Бога. Церковь не может подменять никакую политическую организацию, никакой государственный институт, опускаться до мирской суеты. Но верующий живет в обществе и не должен оставаться равнодушным к его проблемам. Поэтому как нет смысла церкви подписывать договора пусть с самыми правильными демократическими партиями, так нет смысла в том, чтобы удерживать верующих от проявления своей гражданской позиции. И если человек действительно имеет Господа в своем сердце, то он без каких-либо пасторских указаний определит, какую политическую силу ему поддержать.

К сожалению, у нас часто происходит поконфессиональная ориентация: этот патриархат поддерживает тех, тот – других, протестанты – еще кого-то. Когда с церковной кафедры идет политическая агитация – это недопустимо, это грех...

– Хотя Церковь, по вашему определению, находится над суетой мира сего, но она не может не участвовать в жизни общества. И одно из ее назначений – социальная работа, названная в Слове Божием трудом любви, мы призваны Богом помогать обездоленым. К сожалению, нередко эта работа тормозится различными структурами. Не могут ли народные депутаты содействовать продвижению христианских программ такого порядка в реальную жизнь?
– Безусловно. И, может быть, я скажу банальную вещь, но это содействие будет тем эффективнее, чем больше верующих окажется во всех властных структурах, начиная от парламента и кончая сельскими органами власти. Это серьезная задача, которая в наших церквах, нашем братстве недооценивается. Церковь имеет большой потенциал для социальной работы: с беспризорниками, сиротами, в больницах, в библейском образовании... Но он, несмотря на крайнюю нужду в нем, востребуется в весьма незначительной степени. Продолжают действовать стереотипы прошлого: протестанты – сектанты, американские шпионы и еще неизвестно кто. И потому масштабно социальными задачами нам просто не дают заниматься.

При этом мы продолжаем говорить, что у нас в стране нет притеснений. Может быть, это нельзя назвать притеснениями, но и о равенстве конфессий говорить не приходится. Если из госбюджета, местных бюджетов миллионы гривен расходуются для строительства православных храмов, в которых, если посмотреть, не так и людей много, а нередко они вообще стоят пустые, то разве это не есть нарушение государством принципа свободы совести? Идет экономическое преследование протестантских конфессий. Сегодня мне лично приходится заниматься строительством церквей для нашего братства, и я не по наслышке знаю, какая это колоссальная проблема – выбить разрешение на землю и строительство. Здесь ущемление прав верующих налицо.

Мне тоже приходят письма от наших братьев и сестер: как вы можете, будучи христианином, работать в этом Содоме и Гоморе?.. Должен заметить: если мы не пойдем в парламент, во власть, то нами будут руководить как раз те, кого мои корреспонденты называют представителями Содома и Гоморы, и тем самым мы четко определяем свое место как жители этих нечестивых городов, хотя и не согласны с этим. Поэтому мы должны направлять свои усилия на то, чтобы наша страна стала поистине христианской.

– Вы работаете в высшем эшелоне власти, удается ли вам свидетельствовать окружающим вас о Боге?
– Я всегда готов к этому, у меня в кабинете лежат несколько упаковок Библий, которые я при случае дарю моим собеседникам, приглашаю их на собрания в нашу церковь. Некоторые из моих помощников посещают их, а иногда – и члены нашей парламентской фракции. Прошлым летом крещение по вере в нашей церкви приняла моя мама. Сын ходит в воскресную школу. Жена бывает в церкви вместе со мной, правда, пока в качестве наблюдателя и слушателя; тут я, при всем моем желании, не могу применить административный ресурс...

Александр Валентинович, мы желаем Вам Божьих благословений, чтобы в самых трудных и напряженных ситуациях, которыми полна ваша жизнь как политика, вы – самое главное – могли исполнить Его волю.

Андреас ПАТЦ, главный редактор “Х.Г.”
Юрий КОРОЛЮК, пресс-секретарь Президента Всеукраинского Союза Объединений ЕХБ.
Павел ГАРАДЖА, заместитель главного редактора “Х.Г.”