Поощряет ли Библия работорговлю, классовое разделение и брак без любви?

Здравствуйте!
У меня такое мнение, что Библия поощряет работорговлю, классовое разделение и брак без любви. Как вы это объясните?

Письмо пришло без подписи, по электронной почте

Ваши вопросы очень краткие, но весьма объемные. Мне намного легче было бы ответить на них, если бы я знал, на каком основании у вас создалось такое мнение о Слове Божием.

Если говорить прямо, Бог не поощряет ни работорговлю, ни классовое разделение, ни брак без любви. Всё, о чем вы спрашиваете и что в действительности может иметь место в нашей жизни, – это следствие развития греха на земле, который изменил взаимоотношения людей.

После первого греха Адама и Евы ужасные последствия не заставили себя долго ждать. Первый их сын Каин совершил убийство. Их потомки вскоре нарушили священный брачный союз, практикуя полигамию.

Прошло ещё немного времени, и нечестие, насилие захлестнули землю. Вот как Библия описывает жизнь вскоре после грехопадения: «Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Чтобы уберечь людей от самоуничтожения, Бог истребил их водами потопа, оставив жить лишь тех, кто доверился Ему.

Однако история человечества после потопа – тоже печальное повествование о влиянии греха на человеческую жизнь. Как следствие происходит моральная деградация общества, рабство и классовое разделение – это результат греховности человека. По своей греховной природе мы склонны делать, скорее, зло, нежели добро. Эгоизм, самовозвышение, желание господствовать над другими – такое поведение для многих стало нормой жизни.

Но даже в таком состоянии Бог не оставляет человечество, предлагает людям Свои принципы взаимоотношений. Его десять заповедей – это принцип отношений между Богом и людьми, а также между людьми.

Давайте обратим внимание на то, какие советы даны в Священном Писании по отношению к рабам. Прежде всего следует подчеркнуть, что рабство у евреев существовало с древних времен и не было отменено законом, но закон регулировал взаимоотношения хозяина и раба. И надо отметить, что библейские законы относительно рабов очень либеральны. Например, купленного раба, после шести лет работы, на седьмой год, полагалось отпустить на волю даром (Быт. 21:2). Причем хозяин не должен был отпускать его с пустыми руками, напротив, обязан был снабдить его необходимыми вещами (Втор. 15:12-13). Раб мог взять на свободу и жену, если до продажи в рабство был женат. Кроме того, раба мог выкупить родственник.

Если раб не хотел становиться свободным, он мог оставаться у хозяина на всю жизнь. Для этого была предусмотрена специальная процедура.

По закону Моисея, раб мог стать участником благословений Господних, если над ним совершался обряд обрезания. Таким образом он имел право вкушать пасхального агнца.

Рабы должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх. 20:10), могли участвовать в жертвенных пирах и праздничном веселье (Втор. 12:12; 16:11). Хозяина, убившего своего раба, подвергали наказанию (Исх. 21:20). Закон предполагал гуманное отношение к рабам, и основой этих отношений были слова: «...Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой...» (Втор. 15:15).

Конечно, история знает много примеров несправедливого, даже жестокого отношения к рабам. С другой стороны, случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1 Пар. 2:35). Иногда рабы становилось доверенными управителями в домах своих хозяев.

Если учесть все повеления относительно рабов, то нельзя сказать: Бог хотел, чтобы их жизнь была невыносимо трудной. Нет, с рабом должны были обращаться как с личностью, творением Божьим. Нужно заметить, что становясь рабами, люди часто находили хоть какой-то выход из тупиковой ситуации, которая складывалась в их жизни. Например, человек не был в состоянии правильно организовать собственную жизнь, а хозяин беспокоился о нем. В притче о блудном сыне, которую рассказал Христос, сын готов был вернуться в свой дом и стать слугой, потому что слуги в доме его отца жили лучше, чем он, будучи свободным (Луки 15:16-19).

Сегодня в некоторых странах люди, отбыв наказание в тюрьме, выходят на свободу и не могут организовать свою новую жизнь на свободе, совершают незначительное нарушение закона, чтобы снова попасть в тюрьму, где могут иметь хоть некоторые средства для существования.

Итак, рабство – это последствие влияния греха на человечество. Но Господь дал такие повеления, чтобы даже при существовании рабства, оно не было лишено человеческого сочувствия. Рабство среди народа Божьего не практиковалось в таких больших масштабах и никогда не было таким грубым и жестоким, как у египтян, ассирийцев, греков, римлян и других народов. Бог желает, чтобы между хозяином и слугой складывались добрые, человеческие отношения. В Священном Писании можно прочитать много наставлений для рабовладельцев – о том, как они должны относиться к свои слугам. Вот некоторые из них: «И вы, господа, поступайте с ними (рабами. – Авт.) так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Ефес. 6:9). «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4:1).

Уникальным примером отношений между рабами и господами в I веке нашей эры служит послание апостола Павла Филимону. Раб Онисим убежал от своего хозяина-христианина Филимона. Во время бегства он познакомился с апостолом Павлом и сам стал христианином. И теперь Онисим возвращается к своему хозяину, который должен, по совету Павла, принять его «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Фил. ст. 16). Эта история помогает понять, какие правильные отношения между господином и рабом, начальником и подчиненным предлагает христианское учение. Как один, так и другой несут ответственность перед истинным нашим Господином – Христом.

Некоторые, прочитав слова из первого послания апостола Павла коринфянам: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся...» (7:20-21), делают вывод, что христианство одобряет и утверждает рабство. По этому поводу нужно заметить, что христианство не стремится к разрушению или отмене существующего строя. Назначение церкви в этом мире – не разрушать человеческое общество, а напротив, созидать его.

Конечно, христиане считают, что рабство – это зло, поэтому не должно иметь место среди цивилизованных народов. Бог допустил рабство, но это не значит, что Бог одобряет его. Проповедуя Евангелие, христиане стремятся не свергнуть существующий строй, а изменить жизнь человека силой Святого Духа. Только таким путем любая социальная система может придти в согласие с истиной.

Наставление в данных стихах нельзя рассматривать как запрет христианам стремиться к освобождению от рабства законным путем. Это значит, что раб должен довольствоваться своим положением, пока Господь не усмотрит для него нечто лучшее. Но если Господь не открывает ему путь к свободе, то он должен чистосердечно служить Господу в том положении, в каком призван. Верность во время исполнения рабом своих обязанностей свидетельствует о преобразующей силе Евангелия. Не будем создавать впечатление среди неверующих, будто дух христианства – непокорность и восстание. И вовсе нет ничего унизительного для человека в том, чтобы подчинятся законам, принятым в обществе, в котором он живет, если, конечно, эти законы не противоречат Слову Божьему.

Рабство греха – это гораздо худшее состояние, нежели телесное служение своему господину. Теперь же раб-христианин получил свободу от рабства греха. И хотя он по-прежнему остается рабом, его новое положение гораздо лучше. Другие, не пережившие обращения ко Христу, как возможно и сам рабовладелец, находятся в большем рабстве, нежели раб-христианин. Поэтому раб должен радоваться тому, что получил свободу от большего зла. Наибольшее благословение, какое может получить человек, – это свобода от греха. Если он ее получил, нет нужды чрезмерно беспокоиться о временных обстоятельствах этой жизни.

Теперь несколько слов о браке. Свое начало брак берет из рая. Первую семью создал Бог. Хотя мы не читаем, что Адам и Ева любили друг друга, можем быть уверены, что любовь объединяла их. Во-первых, люди созданы по образу и подобию Божьему, а основная черта характера Бога – любовь. От самого творения человека Бог наделил его любовью. Во-вторых, Ева была сотворена подобной Адаму. Их объединяла общая природа, они дополняли друг друга. Адам и Ева составляли как физическое, так и духовное единство, жили достойно, не зная греха. И первые слова Адама своей жене: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа», – свидетельствуют о том, что Адам с радостью принимает себе в жены Еву. О последующих отношениях между ними читаем: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:23-25). Что это значит? Они не стеснялись друг друга, не подозревали друг друга в нечистых, злых умыслах. Такое общение, исполненное взаимного доверия, нарушилось при грехопадении, что и привело к различным негативным последствиям в отношениях между двумя полами.

Читая Священное Писание, мы неоднократно находим, что связующим звеном между женой и мужем всегда оставалась любовь. Приведу лишь некоторые примеры. Иаков любил Рахиль и готов был служить за нее 14 лет (Быт. 29:20). Юноша Сихем любил дочь Иакова Дину и готов был исполнить любое повеление ее отца (Быт. 34:19). Жена Самсона Далида упрекала мужа словами: «Как же ты говоришь: „люблю тебя“, а сердце твое не со мною?» (Суд. 16:15). Мудрый Екклесиаст советует: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей» (9:9).

В новозаветных посланиях даны наставления как мужьям, так и женам, чтобы любили друг друга. Вот одно из наставлений мужьям: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19). Интересное наставление содержится в послании апостола Павла Титу: чтобы старшие по возрасту женщины учили младших, чтобы «вразумляли молодых любить мужей, любить детей...» (Тит. 2:4).

В канон Библии включена особенная книга – Песнь песней Соломона. Сегодня многие исследователи Библии понимают, что в ней описаны любовь и верность Бога к Его Церкви. В Священном Писании брачный союз неоднократно сравнивается с заветом между Богом и человечеством, Его Церковью, основание которого – любовь. Но в этих словах нельзя видеть только аллегорию, в них воспеты также отношения между мужем и женой. Приведу только один текст из этой книги, который отвечает на ваш вопрос: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем» (П. Песн. 8:7).

Конечно, известны случаи, когда основанием семейного союза была не любовь, а другие мотивы. В некоторых местностях родители жениха и невесты договариваются между собой о создании молодой семьи; в других случаях главным мотивом становятся деньги или приобретение наследства, власти. Могут быть и другие мотивы. Но Библия рекомендует, чтобы основанием семейных отношений была любовь.

Брачные законы древнего мира, в основном, сводились к тому, что муж становился непререкаемым авторитетом, а жена-служанка должна была воспитывать детей и служить потребностям мужа. Библия же учит, что брак – это сотрудничество двух людей, мужчины и женщины. Брак, в котором все делается для удобства одного из партнеров, а другой – лишь удовлетворяет его потребности и желания, – это не библейский брак.

Подводя итог всему сказанному, подчеркну, что христианское поведение основывается на взаимной ответственности. Поэтому мысли о правах и привилегиях уходят на задний план. В христианстве на первом месте стоит идея долга и обязательств. Христианин не спрашивает: «Что они должны сделать для меня?»; он думает: «Что я должен сделать для них?» Личные отношения христианина, вся его жизнь проходит во Христе, т.е. в сознании постоянного присутствия Иисуса Христа, в Котором воплощена Божья любовь.

Пастор Мирон ВОВК

Задайте свой вопрос пастору

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема вопроса:

Ваш вопрос:

captcha

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.