«ВО ВРЕМЯ И НЕ ВО ВРЕМЯ»

Обсуждаем публикации МХГ: «Монстры евангелизации» на Евро-2012» (№ 04 /163).

Не останавливайте благовестника!
То, что молодые люди ищут новые методы евангелизации, достойно всякой похвалы. Но причём тут «монстры», мне не понять. Может быть, я просто отстаю от молодёжи и не понимаю её сленг, но надо ли так круто? Надо ли так отрываться от всего остального христианства? Мне становится немного страшно. Страшно не от этих новых методов, но от соуса, под которым они подаются.
Немного из личного опыта. Во время чемпионата мира по футболу в Германии в 2006 году один брат из нашей церкви устраивал просмотр матчей с участием немецкой сборной у себя дома. Он жил в небольшом селе и пригласил всех желающих к себе. Убрал из зала мелкую мебель, расставил стулья, повесил большой экран, поставил видеопушку, и народ пришёл.
Явился на первый вечер и я, хотя с определённой порцией скептицизма. Во время трансляции игры стоял неимоверный шум, а после забитых голов – даже оглушительный рёв. После игры всех гостей пригласили в сад и предложили закуски и прохладительные напитки. А христиане подсаживались к болельщикам и вели с ними беседы.
Я тоже подсел к ним, и на первых порах мы беседовали о состоявшейся игре. Но потом я задал вопрос: «А что было бы, если бы наши ребята проиграли?» – Лица моих собеседников тут же стали серьезными, и один сказал: «Для нас что-то бы рухнуло». – «Что бы рухнуло?» – поинтересовался я. – «Ну, для нас футбол является как бы божеством».
И тут я начал рассказывать им о моём Боге, Который никогда не рухнет, на Которого всегда можно положиться и Который не разочаровывает. Так было после каждой игры. Каков результат наших бесед, я не знаю, но между посевом и урожаем проходит порой немало времени.
В этом году футбольный фанатизм меня просто достал. Определённые программы по телевидению я не включаю, некоторые страницы в газетах просто перелистываю, не заглядывая. В фан-зоны точно не пойду, но за тех, кто туда пойдёт с Евангелием, буду молиться.
Апостол Павел даёт своему молодому сотруднику и ученику такой совет: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). А новый перевод с греческого гласит ещё конкретней: «Возвещай Весть, стой на посту в урочное и в неурочное время, исправляй, обличай, ободряй, никогда не теряй терпения как добрый учитель».
Приятно проповедовать Евангелие, когда все сидят аккуратно, рядочком перед тобой и смотрят тебе в глаза. Когда все вроде бы готовы слушать, и сердца открыты. Это проповедь «во время». Во всяком случае, так нам кажется. Но кто может с уверенностью утверждать, что это именно так? Может быть, кто-то улыбается вовсе не вашим словам, а вспоминает о своей внучке, кто-то задумывается не над звучащей проповедью, а о проблемах с женой, третьи углублены в личные финансовые проблемы? Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что наши слова сказаны «во время», мы не можем заглянуть в сердце человека, не можем проследить его мысли. Но наша задача проповедовать.
Точно так мы не можем сказать, что это «не во время». Кто может с уверенностью заявить, что атмосфера неподходящая, народ невнимательный? Конечно, трудно свидетельствовать, когда перед тобой одни спины или орущие, а порой и подогретые пивом фанаты. Когда твой голос тонет в рёве толпы, в равнодушии или невнимании. Когда все заняты чем-то другим. Но кто рискнёт сказать, что это «не во время»? Кто рискнёт пойти против совета Павла?
А может быть, не все орут, а кто-то душой плачет? Только никто этого не замечает. Может, кто-то пришёл за компанию, а душа его ищет чего-то другого? А третий стоит к вам спиной, а ушами и сердцем слушает вас? А ещё кто-то найдёт через несколько дней у себя в кармане подаренный ему христианский буклет или Евангелие, прочтёт и задумается? Не рискуем ли мы пропустить час Господний? Кто возьмёт такой грех на себя – судить несущего Евангелие в народ брата или сестру? Я – нет! И моему дорогому брату, коллеге по перу и другу Павлу Гарадже тоже не советую.

Кто с нами, Тот сильнее!
Господь хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Все, без исключения! И футбольные «фанаты», и «монстры» евангелизации. А вот как проповедовать Евангелие – это наша задача. Здесь требуется фантазия. Для чего-то Бог дал нам её.
И опять нам в пример апостол Павел. Когда он прибыл в Афины и пообщался со своими братьями-евреями, он начал искать зацепку, с которой можно было начать проповедь Евангелия для философов города. И он начал с того, что напомнил им о жертвеннике «неведомому Богу», который горожане соорудили в Афинах, и похвалил их богобоязненность. Это была хорошая зацепка и прекрасное вступление в проповедь.
Сегодня христиане находят другие вступления. В одной церкви это кружки по изучению английского языка, сначала по учебникам, а потом по Библии (английский и Библия). В другой – сёстры приглашают неверующих женщин в кружки для вышивания и в это время ведут духовные беседы (вышивание и Библия). В моей церкви братья приглашают своих неверующих друзей и коллег на прогулки на свежем воздухе, а потом вместе отдыхают у костра и рассказывают им о своей вере в Бога (прогулка и Библия). И во многих случаях это срабатывает.
Во время августовских событий 1991 года в Москве многие христиане ходили между танками в разъярённой толпе и раздавали листовки, на которых стояло только два слова: «Не убий». Но какое действие они имели! Также трудно переоценить миротворческое влияние христиан во время оранжевой революции в Киеве. Почему бы нашим молодым христианам тоже не раздавать листовки с двумя словами: «Не беснуйся!» – или: «Не безумствуй!» – или надеть майки с надписью: «Твой кумир Рональдо, а мой – Иисус Христос», – или: «Ты за Аршавина, а я за Иисуса!»
Мы порой испытываем патологический страх за нашу молодёжь. Но ведь Иисус сказал, что посылает нас как овец среди волков. И это вовсе не обязательно относится к убелённым сединой и умудрённым житейским опытом мужьям веры. Это также задача и для молодых, полных энтузиазма людей, которые готовы идти новыми, непроторенными дорогами. Готовы нести Евангелие даже фанатам. Не запугивать их масонской символикой, даже если такая и есть, а молиться за них. Кто с нами, Тот сильней!

Запреты – не выход
Мы шарахаемся от новых методов евангелизации, боимся попасть под влияние мира, и строим вокруг себя стены из страха перед миром. Так можно дойти до того, что нам везде будет мерещиться мир, как в данном случае – масонство.
Я многие годы занимался изучением оккультизма и обнаружил печальную закономерность: чем больше кто-то увлекался оккультно-масонской тематикой, тем сильнее он подпадал под её влияние и со временем начинал везде и во всём видеть её проявление. То есть у занимающихся этой тематикой есть опасность впасть в нездоровое духовное состояние. При всём желании я не могу увидеть в символике чемпионата по футболу какие-то масонские символы. При достаточной фантазии можно в любом цветке и детском рисунке узреть что-то угрожающее. А если это фаршировать вырванными из контекста цитатами из Библии, то микс для запугивания готов.
Возьмём для примера символ всевидящего ока люцифера. Мы можем найти этот символ и на пещерных фресках первых христиан и на старых иконах; обозначал он всевидящее око Бога, Который наблюдает за нами. Оккультного в этом ничего не было. Но если его переняли масоны, это не значит, что от этого знака теперь надо шарахаться. И насчёт трилистника: почему нам надо слепо верить во всё, во что верят масоны?
Почему нам быть рабами их мнения, их символики? И лихорадочно искать её в нашей повседневной жизни? Зачем рыться в символиках других культур и народов и пугать ими наших современников, которые бесконечно далеки от них? В моей Библии, между прочим, есть 666-ая страница, в Библии Байтемирова, наверное, – тоже, а в сборнике «Песнь Возрождения» имеется гимн под номером 666, и ничего; и после исполнения гимна «Вот идёт Господь с сиянием» ещё никто не впадал в оккультную зависимость.
Апологетические доклады, подобные тому, который упоминается в статье, пугают, а кто боится, теми можно манипулировать. Они не свободны в своих действиях и легко становятся водимыми людьми. Страх может даже блокировать многие хорошие евангелизационные начинания.
Согласен, мир ломится сегодня в церковь со страшной силой. И у него для этого имеется тысячи идей. Это слышно по трезвонящим мобильникам во время богослужений, видно по растущему числу разводов среди верующих, катастрофическому увеличению сторонников примитивного кальвинизма, который узаконивает бездействие целых церквей. Вот где наши реальные проблемы. Но что тут можно сделать? Ещё больше запрещать? Это не выход.
Но вернёмся к нашим футбольным «фанатам» и «монстрам». Я уже вижу, как некоторые читатели раскрыли Библии и готовы возразить мне словами Иисуса: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7.6).
Я не хочу сейчас проводить подробную экзегезу этого текста, хочу только отметить, что Иисус здесь имеет в виду людей, которые не в состоянии оценить по достоинству что-то ценное. Собаки и свиньи считались в то время нечистыми животными и вели среди языческого окружения полудикий образ жизни.
Но здесь опять вопрос: а кто решится сортировать живущих вокруг нас людей на собак или свиней? У нас есть критерии для этого? Иисус с кем-то так поступал? Да, фарисеев он называл лицемерами, слепыми, похожими на крашеные гробы и т.д. (Мф. 23). Но и они могли слышать Евангелие и некоторые принимали его. Даже, имея среди Своих слушателей врагов, Иисус никогда никого не выставлял за дверь. Иисус никогда никого не унижал до уровня свиней или псов.

Вера на грани суеверия?
Еще один пример из служения апостола Павла. В Листре с ним обошлись очень жестоко (Деян. 14:19). Разъярённая толпа еврейских фанатиков побивает его камнями и, считая его мёртвым, выбрасывает тело за город, на свалку городского мусора. Но Павел жив! И что он сделал? Он имел бы полное право классифицировать жителей Листры как недостойных принять Евангелие, как псов и свиней, отвернуться от них, отряхнуть пыль с обуви и никогда больше не появляться в этом городе. Но он, побывав в Дервии, и, видимо, поправив здоровье, возвращается в Листру (14:21) и продолжает своё служение. Он знал, что там, в ненавидевшей его толпе, есть люди, которые готовы принять Евангелие и нуждаются в его служении. Они наверняка есть и в толпе футбольных фанатов.
По причине болезни, я должен через каждые две недели четыре дня проводить в больничной онкологии. Но в этом отделении нет палаты под номером 13. Когда я поинтересовался у одной медсестры, почему это так, она ответила, что народ суеверный, и в этой палате никто бы не согласился лежать. Тогда я спросил главврача: неужели его пациенты верят в какую-то мистику больше, чем в его лечение? Врач только пожал плечами. Когда я ему сказал, что я нарочно попросился бы в эту палату, он удивлённо спросил: почему? «Да потому что Тот, Кто живёт во мне, сильней всякой мистики и суеверия. А в ваше знание медицины, доктор, я больше верю, чем в число 13», – ответил я.
В самолётах большинства западных авиакомпаний нет ряда под номером 13, а в пятницу 13 числа самолёты летят полупустые. В гостиницах комнат под таким номером тоже нет. А я нарочно часто летал именно в пятницу 13 числа, пусть все видят, что я не суеверный и не боюсь какой-то мистики, а верю в Господа и в мастерство пилота. Я не боюсь каких-то мистических знаков, потому что за ними или никто не стоит (Ис. 44:9-17; Иер. 10:2-5), или это давно побеждённые силы: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоан. 3:8).
До чего же многие из нас докатились, что верят в тайную силу каких-то мистических знаков, нарисованных древними, обкуренными наркотиками жрецами на своих египетских или кельтских божках! Это же смешно! Где вера в Живущего в нас? Где наше шествие посреди волков и псов? Сами боимся и блокируем тех, кто хочет идти. А ведь Иисус сказал: «Идите, научите все народы, (все, не сортируя и не классифицируя), крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
Только не в обличии монстров, а под знаменем Иисуса!
Господи, помилуй нас, маловерных!

Д-р Борис ЗУДЕРМАНН

Один комментарий к “«ВО ВРЕМЯ И НЕ ВО ВРЕМЯ»”

  1. Wladimir Prib:

    Darogie Hristeane, hotel nemnogo skasatj nashot TV, sowetuu pra4etatj k galatam 5, 18-23 dela ploti iswestni oni takie i takie...... i shto takie zarstwa ne nasleduut. a shto pokasiwaut w televisare? kak ras wso is sa 4ewo zarstwa ne nasleduut sewodnja hotj kakoi kanal wklu4i tolko greh tebe prepadaoza, kogda 4elawek s bogom to on dol)/(en sdelatj kak sdelal eta iakov on sakapal idalaw.

    ja snau takuu istoriu kogda werushie malilisj mnogie godi nasad to bog pragawaril: satana gatowit silnae aru)/(ia i mnogih pagubet, oni dumali shto budet atomnaja bomba kakajata no eta TELEVISAR!

Уведомления и обратные ссылки


Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.