Евгений РОДОСЛАВОВ: «Путем страдания всегда шло меньшинство...»

Евгений Константинович Родославов родился 17 мая 1949 г. Его мать – Лидия Ивановна Тимонова была христианкой в третьем поколении. Отец Константин Степанович Родославов уверовал первым в своем родстве. После него к Богу пришли все его родственники. В семье отца было четверо детей, три сына и дочь; Евгений Константинович – старший.

Все три сына (братья Евгения) являются служителями, а их сестра, бывшая печатница издательства «Христианин», сейчас работает в христианском издательстве.

После восьми классов Евгений поступил в профессиональное училище где получил специальность столяр-мебельщик. В 1965 г. заключил завет с Господом через святое водное крещение.

Как руководитель церковной молодежи в 1968 г. был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы, по ст. 138, часть 2 и 209, часть 1 УК УССР. Половину срока отбывал заключение в Донецкой области – ИТК 312/2. Остальные пять лет провел в ссылке в с. Богородское Ульчского района Хабаровского края.

Женился в ссылке. Там же родились две дочери. В месте ссылки образовалась церковь, которая служит Господу до настоящего времени. В семье десять детей (три сына и семь дочерей). Все дети верующие.

В 1980—1992 гг. – член Совета церквей ЕХБ, входил в коллегию пяти ответственных служителей, восемь лет совершал служение на нелегальном положении.

В 1993 г. начал организацию церкви из среды неверующих людей. В настоящее время – пастор этой церкви, в ней 300 членов.

– Евгений Константинович, на протяжении 12 лет вы были членом Совета церквей. Чего было больше в принадлежности к высшему руководству братства: привилегии или опасности?
– В то время быть ревностным служителем в гонимом братстве СЦ означало быть приговоренным к смерти. Как и многие другие братья, я добровольно принял на себя это служение. Искренне считал большой привилегией от Господа быть Его верным служителем, а если надо, то и узником.

Может быть, кому-то мои ответы покажутся пафосными, но мне не хочется умалять дух священного огня, который горел в моем сердце, в сердцах многих служителей и рядовых братьев и сестер в годы гонений.

– Вы вошли в СЦ в возрасте 31 года. Для такого уровня служения это достаточно молодой возраст. Был ли ваш пример исключением или там были другие ваши ровесники?
– Я вернулся домой, в Одессу, после десятилетнего заключения в 1978 г. А в 1980-м на меня снова завели уголовное дело. Но у Бога были Свои планы. На момент ареста меня не оказалось дома. И вопрос моей дальнейшей судьбы решился не в кабинетах гонителей, а на членском собрании Пересыпской церкви. Церковь приняла единодушное решение, чтобы я ушел на нелегальное положение для совершения служения в гонимом братстве.

80-е годы для братства СЦ были очень трудными. Почти все члены СЦ и многие служители церквей находились в узах, церкви нуждались в наставлении и духовном руководстве. Особенно острой в СЦ была нужда в организации рабочих отделов братства. По этим причинам, выход служителя на межцерковное служение всегда воспринимался как Божий ответ на нужды и молитвы церквей.

Учитывая противоборство КГБ гонимому братству, определяющим фактором, допускавшим служение в СЦ, была верность Богу и бескомпромиссность ко всякому давлению, шантажу и вербовкам спецорганов. По милости Божией, я был признан годным к этому служению, что и старался исполнять всегда с чистой совестью.

В то время в самом СЦ трудился еще один брат, чуть моложе меня, Михаил Петров, зять Дмитрия Васильевича Минякова. Он исполнял служение благовестника, руководил информационным и детским отделами, мы были с ним друзьями. Все остальные братья были значительно старше нас.

– Иногда инициативное движение называют «великим пробуждением в СССР». Вы согласны с таким определением?
– Может быть, со стороны людей, не до конца осознающих, в каком положении и состоянии находились церкви ЕХБ, определения, которые вы вложили в свой вопрос звучат слишком, вызывающими, но, по сути, внутрицерковное движение 1961 года – за освобождение церквей от сознательных внутренних грехов и порочной зависимости от властей – достигло своей цели.

В условиях тотального преследования, гонимые церкви ЕХБ вернули к жизни принцип «кесарю только кесарево». При этом церкви умножались, десятками тонн печатали духовную литературу для всего братства ЕХБ и, самое главное, родили поколение новых бескомпромиссных служителей. Этот пример независимости Церкви от мира восстановил в церквах ЕХБ авторитет Священного Писания и признания единственного главы Церкви – Иисуса Христа. Такой опыт веры можно недооценивать или пренебрегать им, но его невозможно изгладить из истории и практики русскоязычного братства в СССР.

– Что, на ваш взгляд, помешало инициативному движению стать всеобщим, объединяющим явлением в СССР? Почему оно так и не смогло вобрать в себя всех баптистов? Ну, или хотя бы большинство...
– Если считать инициативное движение чуждым духу Божьему, тогда ответ на этот вопрос вполне понятен. Если же согласиться с тем, что внутрицерковное движение за пробуждение было призывом от Господа, тогда ответ на этот вопрос нужно искать в исторических аналогиях. Путем страдания всегда шло меньшинство, и в данном случае не могло быть иначе.

– Об отношении ВСЕХБ с советской властью. Говорят, в Бразилии мудрые пастухи, спасаясь от пираньи, спускали в реку, неподалёку от места перехода, слабенького телка, которого было не жалко. Он привлекал на себя всех пираний, а в это время стадо переправляли на другой берег. Может быть, служители ВСЕХБ тех времён поступали так же – уступая в одном, стремились сохранить всю церковь? Согласны вы с таким восприятием действительности?
– Служители ВСЕХБ – слишком растяжимое понятие. Нужно уточнить, в данном случае мы говорим о центральном органе. Состав ВСЕХБ был достаточно разнородным. Там были и сломленные, завербованные спецорганами люди, и внедренные офицеры КГБ, и служители, боящиеся Бога и власти, и, конечно же, благочестивые «лотяне», мучившиеся в праведной душе своей.

В таком составе ВСЕХБ не имел никакого выбора, был только один вариант – служить партии и правительству СССР. И на этой службе они были вынуждены «спускать в реку» весь Божий народ, за что руководители ВСЕХБ получали соответствующие подарки и награды.

Я согласен с тем, что многие служители на местах пытались сохранить свои церкви кто как мог, и Судья этому Бог. Он знает силы и способности каждого человека, поэтому всегда кто-то должен стать «жертвой пираний», ради спасения других братьев.

Но плохо, когда братья предавали братьев ради своих интересов. Такое «жертвоприношение» было совершено, например, в 60-х годах Одесским областным Советом ВСЕХБ. Члены Совета написали предательское письмо в органы власти. О таковых можно лишь сказать: прости им, Господи, ибо не знали, что творили.

Если же говорить о служителях и рядовых верующих регистрированных церквей ЕХБ, то мы знаем немало случаев, когда они вместе с гонимой церковью жертвенно служили Богу в одном духе. Например, штаб-квартира председателя СЦ Г.К.Крючкова была оборудована в г. Вентспилсе, в доме пресвитера местной церкви ВСЕХБ. Главное место издательского филиала, которым руководил я, было оборудовано в г. Григориополь, также в доме пресвитера церкви ВСЕХБ Геннадия Дика и его жены Валентины. Печатные точки издательства «Христианин» на севере Молдавии, в Черновицкой области и других районах Западной Украины, в основном, располагались в домах верующих ВСЕХБ. Все эти люди жертвовали собой в одинаковой степени, со всем страдающим Божьим народом. По примеру Давида, мы должны распределить добычу поровну – среди тех, кто пошел на войну, и тех, кто остался в обозе (1 Цар. 30:24). А вся слава должна принадлежать Богу.

– За «грехи отцов» – действия ВСЕХБ в начале 1960-х – непрерывно звучат призывы покаяться детям, сегодняшнему руководству Российского Союза. Вы разделяете подобные призывы?
– Думаю, эти призывы не совсем точно сформулированы или же неправильно трактуются. Вероучение ЕХБ не признает молитвы за умерших. Каждый должен совершать покаяние за свои грехи. Но у наследников возникает собственная вина, когда они не признают или преуменьшают преступления предшественников, или, что еще хуже, пытаются переложить ее «с больной головы на здоровую». По моему мнению, призывы к покаянию, со стороны служителей Совета церквей основаны на второй причине.

– Десять лет в заключении не могут не отразиться на характере. Вам удалось сохранить свои привычки, образ мышления от коррозии? Что помогало выстоять?
– В заключении я имел постоянное близкое общение с Богом – через молитву и чтение Евангелия. Каждый день я вставал в половине шестого утра и от получаса до часа, вплоть до общей лагерной проверки, проводил время в молитвенном общении с Богом на прогулочной дорожке. Так же и вечером, за час до отбоя, на той же дорожке совершал свое вечернее поклонение Богу.

А в воскресные дни, заключенный, охранявший школу, закрывал меня в пустом классе образовательной школы, и я имел возможность целый день читать Евангелие и наслаждаться общением с Богом. Эта жизнь в Господе сохранила во мне чистоту христианской совести.

Но все же стоит признаться, что лагерные узы оставили неизгладимый след. Территория за колючей проволокой стала для меня «малой родиной», а в каждом заключенном я вижу «брата по страданиям».

– Что случилось в 1992 г.? Изменились ли ваши взгляды на то, чему вы были преданы с юности?
– В 1992-м Господь поставил меня перед тяжелым испытанием. Мне нужно было делать выбор между верностью Богу и верностью людям.

Под давлением руководителей СЦ, на голосование был поставлен вопрос осуждения одного из благословенных и многолетних служителей братства ЕХБ, секретаря СЦ, узника и изгнанника Георгия Петровича Винса. Обвинения на этого брата были явно голословными, а процесс рассмотрения сопровождался нарушениями всех библейских правил.

Это был произвол от самого начала и до конца. До сих пор братство Совета Церквей ЕХБ не имеет письменного документа с фактами вины брата и формулировкой вынесенного приговора. Его осуждение было построено на туманных домыслах, которые распространяются среди верующих до настоящего времени.

Когда нынешним руководителям СЦ задают вопрос о причине отторжения Г.П.Винса от братства, каждый из них на свой лад излагает предположения или передает мнение других людей.

Моя совесть не позволила мне присоединить свой голос к предательству брата. Перед голосованием я сказал об этом открыто. Вместе со мной еще семь человек воздержались от голосования.

В перерыве, украдкой, некоторые близкие мне братья-служители стали прощаться со мной, понимая, что вопрос обо мне вскорости будет решен – так же, как и вопрос Г.П.Винса. Конечно, это было очень тяжелым и горьким испытанием.

Но, думая о том, что окончание суда будет происходить в Вечности и последнее слово скажет Господь, я благодарен Богу за то, что Он сохранил мою совесть чистой. Мне не стыдно будет встретиться у престола Божия с Георгием Петровичем и Геннадием Константиновичем, и всеми остальным братьями и друзьями, и посмотреть им в глаза.

– Вы не опасаетесь негативной реакции со стороны нынешних служителей СЦ по поводу того, что их внутренние вопросы обсуждаются с вами на страницах международной газеты?
– Как зарубежный секретарь Георгий Петрович совершал представительное межцерковное служение по всему миру. И церкви, которые, по свидетельству Г.П.Винса, подвизались в молитвах, ходатайствах, посылали большую материальную помощь гонимому братству, имеют право знать, по какой причине верного служителя Божьего отлучили от братства, за которое он полагал свою жизнь.

Кроме того, у Георгия Петровича остались дети, которые также большую часть своей жизни разделяли с ним его служение и страдание в братстве СЦ. Для всех остальных Винс – это прошлое дело. Для его детей это незаживающая рана.

Считаю, что новое руководство СЦ обязано исправить трагическую ошибку и восстановить доброе имя своего служителя. Это дело не имеет срока давности.

Говорить открыто о христианских позициях других людей – отличительный признак служителей СЦ. Прошлое руководство СЦ и нынешние служители не стесняются высказывать свои мнения и давать оценки многим событиям, происходящим в других баптистских союзах. Я полагаю, что эти братья должны признать справедливым, что и другие служители имеют право высказывать свои суждения по отношению к их позициям и делам.

– На ваш взгляд, стоит ли сегодня делать попытки воссоединиться баптистам разных союзов? Если да, то как это лучше осуществить и что это даст?
– Разные союзы образовались вследствие разных духовных, политических и человеческих факторов. Вряд ли стоит надеяться на то, что по всем этим вопросам будет найдено единодушное согласие. Думаю, что призыв Христа к единству подразумевает, прежде всего, духовную общность. И там, где она есть, уместны усилия по созданию и организационного единства. В противном случае различные воссоединения не имеют библейского основания.

– В вашем активе – уникальный опыт образования новой общины, что называется «на пустом месте». Расскажите, пожалуйста, о том, с чего начиналась ваша поместная церковь. Какие трудности и благословения переживали?
– Когда меня «освободили» от служения в СЦ, а затем «вышли» из братства, передо мной встал вопрос: что делать дальше? На моей ответственности было десять малолетних детей, которые каждый день просили хлеба. Но я не мог изменить своему призванию быть служителем и проповедником Евангелия, поэтому сильно вопрошал Господа: что повелишь мне делать?

В ответ на эти молитвы Бог отчетливо указал мне место дальнейшего служения – созидание новой церкви. Мы получили благословение материнской церкви, сняли в аренду актовый зал в школе, распространили много пригласительных.

На первое собрание пришло много школьников. Они заняли ползала. Этим ребятам я объявил: «здесь начинается новая церковь». В том же году мы крестили 18 человек, в следующем – 33 и так далее. Сейчас у нас 300 членов. Почти все они пришли «из мира», многие в буквальном смысле со дна общества.

Глядя на них, я не перестаю удивляться, как простое Слово Евангелия изменяет жизнь и природу грешников. Наблюдая за этими чудесами, я во второй раз уверовал в силу Евангелия. Никогда я не был так счастлив в своем служении, как в созидании новой церкви. Спасать грешников – это поистине одно из самых благословенных служений в жизни!

В процессе созидания церкви мы столкнулись с проблемой одиночества людей. В новой церкви абсолютно отсутствовали родственные связи. И мне пришлось на протяжении пяти лет работать над созданием внутрицерковных взаимно скрепляющих связей. Господь послал нам особое откровение в отношении ученической группы Христа.

Система 3/12 (Петр-Иоанн-Иаков + общая группа учеников) была положена в основу наших ученических (малых) групп церкви. В настоящее время наши члены объедены в 40 групп. Такая организация не дает церкви превратиться в приход и решает многие вопросы общения, обучения, душепопечительства, проповеди Евангелия и воспитания работников для этих служений.

– Что такое Всеукраинская Ассоциация ЕХБ?
– Это объединение служителей церквей, большинство из которых некогда были выведены из состава СЦ.

– Ассоциация, в которую входит ваша церковь, участвует в работе Общественного совета?
– Наша церковь не участвует ни в каких «общественных советах».

– Почему?
– В Украине независимые церкви крайне подозрительно относятся ко всяким общественным меж– и над церковным советам, усматривая в этих образованиях политическую подоплеку.

У нас в Одессе на протяжении 12 лет один раз в квартал собираются служители почти всех одесских церквей, из нескольких союзов. Эти общения воспринимаются как естественная жизнь церквей, и нам совершенно непонятно, зачем подобные общения превращать в организации. Завтра, (а возможно уже и вчера) к этим организациям проявят интерес политические силы и через служителей будут использовать церкви для своих целей.

– Взаимодействует ли ваша Ассоциация с регистрированными церквами ЕХБ?
– Эти вопросы находятся в компетенции поместных церквей, каждая церковь решает их самостоятельно. В большинстве случаев независимые церкви имеют добрые и мирные отношения с соседствующими церквами ЕХБ.

– Освещение событий, имевших свое начало в 1961 г., стало неким соревнованием: «Вестника истины» с «Нашими беседами», историко-аналитического отдела – с «36-м» и т.д. Как вы считаете, есть ли в таком соревновании опасность и вообще, способен ли кто-то нарисовать и оставить потомкам объективную историческую картину?
– Стыдно и горько смотреть, когда писатели истории по живому режут факты и фотографии, вырисовывая свои исторические вариации. Но ничего не поделаешь, Бог предоставил каждой стороне свободу излагать свою правду. И за эту правду каждый будет отвечать перед Ним. Потомкам также трудно будет разбираться в правде истории, как и современникам событий. В большинстве случаев люди верят тому, во что желают верить. А кто будет искать правду, тот ее найдет.

– Вы обладаете уникальным в своем роде архивом копий различных официальных документов и провели, вероятно, немало времени над ними. Как вы считаете, знала все же «контора» о тайне пресвитера ВСЕХБ в г. Вентспилсе?
– В годы моего служения я систематически встречался с Геннадием Константиновичем Крючковым в его штаб-квартире в Прибалтике. Ни тогда, ни сейчас – никогда у меня не возникало подобных мыслей. По моему мнению, все аргументы в отношении могущества КГБ и невозможности скрыться от этой организации основываются на легендах самого КГБ и личных антипатиях к председателю СЦ.

Не в меньшей мере, чем за Крючковым, КГБ охотился и за печатными точками издательства «Христианин». И когда случалось, что они их обнаруживали, то печатников судили. Несмотря на эту охоту, десятки бригад продолжали свою работу в разных регионах СССР – Прибалтике, Центральной России, Сибири, Средней Азии, Украине и Молдавии.

Мне лично пришлось организовать и руководить южноукраинским отделом издательства «Христианин». Наше издательство печатало всем известные учебники по библейским курсам, перекидные календари, песенники, нотные сборники, а также буклеты и евангелизационные листовки. КГБ постоянно дышал нам в затылок. Однажды в Болградском районе Одесской области было произведено около 100 обысков. Братья-служители не догадывались о причине такого рвения властей, а мы знали, что ищут нас, потому что допустили ошибку, и КГБ моментально пошел по следу.

Из своего опыта могу сказать, что Бог нас хранил, а мы, в свою очередь, учились сами и учили своих сотрудников навыкам конспиративного служения.

Может быть, это смешно слышать, что КГБ нас ловил и не мог поймать, но факт, остается фактом. Наши печатники (южноукраинское отделение) перерабатывали в месяц по три тонны продукции и развозили ее по всему СССР – от Молдавии до Сибири, и это стабильно осуществлялось при Брежневе, Андропове и Горбачеве, до самой перестройки и легализации издательства «Христианин».

Следует учитывать, что сотрудники Геннадия Константиновича были намного профессиональней в конспирации, чем простые печатники, да и место его обитания – дом пресвитера Вентспилской церкви ВСЕХБ – служил хорошим прикрытием. Кроме того, мы, верующие люди считаем главным фактором нашей безопасности участие Бога в охране Своего дела.

– Историко-богословская конференция «Помни весь путь» – это...
– ...это уже прошлое! По крайней мере, в том составе докладчиков, которые излагали не только общепринятые версии, но и факты событий, свидетелями которых были лично.

– А для вас лично?
– Возможность высказать перед оппонентами свое видение фактов и их значение, услышать их точку зрения. Но, как оказалось, такой формат исторической конференции не совсем полезен для официальной истории, поэтому мы говорим об этих конференциях в прошедшем времени.

– 17 мая 2011 г. вам исполнится 62 года. Много это или мало?
– Это уже очень много, потому что осталось очень мало. Давид умер в возрасте 70 лет.

– Книгу будете писать? Ведь вы не только обладатель архива, но и сами уже давно стали ценным архивом!
– Еще конкретно не пишу, хотя постоянно накапливаю материалы. Все нет времени на книжную работу. По своему призванию я проповедник и практик, этот образ жизни изменить трудно, но очень нужно.

– Что вы скажете Господу, когда встретитесь с Ним?
– Хочу сказать: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя...» (Иоан. 21:17).

– Если после публикации интервью у кого-то из наших читателей возникнут к вам вопросы, вы готовы на них ответить?
– Если даст Бог жизни и здоровья, рад послужить Господу.

– Сердечно благодарю вас за честные ответы, Евгений Константинович! Благословений вам, вашей семье и успехов в деле, которому вы преданы!

Беседовал Андреас ПАТЦ

Примечания:

«Вестник истины» – журнал, официальный печатный орган Совета Церквей ЕХБ.

«Наши беседы» – книга Ю.Ф.Куксенко, в которой автор – непосредственный участник событий – предлагает свое видение произошедшего раскола в братстве в 1961 г.

Историко-аналитический отдел – орган при СЦ ЕХБ, занимающийся сбором и анализом документов по истории братства СЦ.

«36-ой» – псевдоним Бориса Максимовича Здоровца, одного из первых руководителей инициативного движения и на первых порах близкого соратника Г.К.Крючкова.

«Помни весь путь» – историко-богословская конференция, организованная Донецким христианским университетом. На трех прошедших конференциях была предоставлена возможность выступить как представителям СЦ, так и братьям со стороны ВСЕХБ.

5 комментариев к “Евгений РОДОСЛАВОВ: «Путем страдания всегда шло меньшинство...»”

  1. Иван:

    Огромное спасибо за интервью. Могу сказать что ответы Е.К. совпадают с ответами моего отца служителя.( В этом году Господь его забрал к себе.)К сожалению такая история нашего Ев.Бапт.Бр.

    Дай Бог нам молодым извлечь ценные уроки из этой истории.

    Пожелание Е.К.: ПИШИТЕ КНИГУ!

    А Александру: читайте Евангелие и задайте вопрос себе за что гнали Христа? за что гнали хр-н?

    Благословений Вам.

  2. Александр:

    Благодарю Бога за вас , дорогой брат. Действительно необходим объективный взгляд на историю и кто хочет знать истину , тот ее узнает на историю

  3. Анри:

    Постоянные обращения к событиям 50-летней давности, к сожалению, говорят о том, что в центре исповедания многоуважаемого братства «Совета Церквей» стоят гонения и страдания, которые стали для них источником вдохновения. Зациклившись на отождествлении «истинности» и «гонимости», братья оказались в растерянности от наступившей свободы для церкви. По публикациям в «Вестнике Истины» просматриваются даже попытки искусственного создания «гонений», с целью самоутверждения. Очень плачевная ситуация.

  4. Владимир:

    ПРиветствует Вас верующий баптист из РС ЕХБ Владимир. Уважаемый брат Евгений Константинович! Если не трудно, хотел бы от Вас получить ответ на один из неприятных вопросов. В 1999 году я встречался в Москве с братьями, которые поддерживали Винца. Там они говорили, что была еще одна причина, чтобы не поддержать Крючкова Г.К.на съезде, что он был обвинен в блуде. Вопрос конечно не простой, сложный для Вас, но читая стенограмму тех далеких лет, я нашел ответ на свой вопрос. НО Вы были очевидцами тех событий, я понимаю, нельзя ворошить прошлое. Также и в книге КУксенко я нашел ответ, то это так. Хотелось бы узнать, может это неправда? Владимир.

  5. Александр:

    Все гонения нельзя оправдывать. Сегодня, как правилдо, гонения вызваны самими верующими, чтобы увековечить себе имя. Такие же гонения были и в 60 годах. Все гонения были вызваны не библейским путем, поэтому их серьезно воспринимать нельзя. Есть и другие причины, согласно которых гонения в 60х годах и сегодня нельзя относить, как к Библейскому гонению. Механизм и мотив у этих гонений не соответствует совершенному слову Божьему.

Уведомления и обратные ссылки


Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.