Ошибки Асы

В прошлом выпуске нашей энциклопедии мы говорили о царе Асе, правнуке Соломона, который правил, по разным данным, примерно в 908-867 гг. до н.э. Древний историк Иосиф Флавий писал, что Аса был благочестивым и богобоязненным, но были у него и ошибки, которые рассмотрим подробнее.

Сначала успех сопутствовал Асе и на внутренней и на международной арене: когда в десятом году его правления в Иудею вторгся египетский фараон Зарая «с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц» (2 Пар.14:9), иудеи смогли отбить врагов под Мариссой.

Сколько это – «тысяча тысяч»? Как предполагают исследователи – миллион человек. Возможно, в Палестину двинулось не только войско, но и часть египетского населения, чтобы занять оккупированную местность. А железные колесницы, по тем временам, была супер-броня. Но на помощь царю-реформатору пришел сам Господь – «и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем» (Ис. 66:15). Прещение – значит наказание.

После более-менее спокойного периода, на 36-й год царствования, на Асу напали уже братья по крови – израильский царь Вааса (Бааша). Израильтяне начали строить Раму, чтобы «не позволить никому ни уходить от Асы..., ни приходить к нему», т.е. полностью перекрыть ему пути. И Аса, который уповал на Господа во время предыдущего военного кризиса (см. 2 Пар. 14:9-13), на этот раз заключил союз с язычником Венададом. Аса «вынес серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, говоря: союз да будет между мною и тобою, как был между отцом моим и отцом твоим...» (2 Пар. 16:1-6). Аса решил подкупить Венадада, чтобы тот расторг союз с Ваасою, надеясь, что тогда израильский царь отступит от него.

Когда пророк Ананий обличил его в отсутствии упования на Господа (см. 2 Пар. 16:7-8), Аса, вместо того, чтобы смиренно принять обличение, действовал в духе своих предшественников на престоле. И хотя сказано, что «сердце Асы было вполне предано Господу во все дни его» (2 Пар. 15:17), он заключил прозорливца в темницу и начал притеснять своих «оппозиционеров» (2 Пар. 16:10).

Венадад опустошил израильские города, и Вааса вынужден был отступить из Рамы. Воспользовавшись этим, Аса разграбил Раму, вывез оттуда «камни и дерева... и выстроил из них Геву и Мицфу» (2 Пар. 16:6). Говорят, это теперь небольшие городки Джева и Неби-Самуил, расположенные в 5-10 км на северо-восток от Иерусалима. По преданию, Мицфа (Массифа) – это родина Самуила, там он родился, жил и был погребен.

Однако вернемся к Асе. Прошло всего года три, и «сделался Аса болен ногами... болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». Вообще-то, обращаться к врачам Библия не запрещает, но здесь подчеркивается, что в конце жизни, пораженный тяжелой болезнью, он «не взыскал Господа», и это еще одно проявление неверия с его стороны.

Умер Аса на 41-м году своего царствования, «похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом», и похороны были более чем пышными – «положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (2 Пар. 16:12-14).

Жизнь Асы можно уподобить музыкальной теме с множеством вариаций. В большинстве случаев тема звучала довольно ясно, но иногда в нее вклинивались совершенно иные, чуждые ритмы.

Ведущий рубрики – Григорий РЯБОВ

Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.